История появления и тенденции развития телемагазинов
Телемагазин, также известный как «магазин на диване», представляет собой популярный формат продажи товаров через экран телевизора путем его интенсивной рекламы. При этом совершить покупку можно дистанционно, а демонстрация продукта выполняется вне магазина, чаще всего – в домашней обстановке или на локации, приближенной к ней. Чтобы купить товар, достаточно просто позвонить по телефону, указанному на экране, во время трансляции его рекламы.
Как появились телемагазины?
Сейчас «магазины на диване» перестали быть чем-то новым и успешно заняли свою нишу на мировом рынке. В каждой стране есть несколько платных телеканалов, которые входят в базовые пакеты и круглосуточно транслируют рекламу разноплановой продукции. Чаще всего, рекламируется бытовая техника, одежда, украшения, изделия для ремонта, спортивные товары и прочее.
История телемагазинов начинается еще в конце 70-х годов, а первенство в этом деле присваивается Майклу Олдричу из Великобритании, который в 1979 году предложил для продажи товаров использовать сочетании телефонной линии и телевизионного кабеля. Сначала формат имел мало общего с современным решением, люди относились без особого доверия, но, со временем, завоевал популярность.
Такой необычный формат получил название «Телепьютер» и предлагал жителям Канады, Австралии, США и даже СССР купить определенные товарные позиции корпоративной сети. Особого размаха идея приобрела с активным развитием кабельного телевиденья и интернета.
Такой телемагазин, как сейчас, был запущен профессором Россом Дэвисом из города Гейтсхед (США). Первая покупка на дома была снята на камеру и имеет историческую ценность. Сначала продавали вещи для кухни и быта, постепенно ассортимент рос в геометрической прогрессии. К примеру, в 2008 году оборот покупок в телемагазинах Великобритании составил свыше 50 млрд. фунтов стерлингов.
Интенсивное развитие телемагазинов
Привычные телемагазины 21 века были сформированы преимущественно на американском рынке. К примеру, реклама товаров через радиоканал в 1981 превратилась в телемагазин под названием Home Shopping Network, который и сейчас является культовым в своем роде.
Новый виток развития настиг «магазины на диване» в 1984 году, когда было разрешено запускать рекламы длительностью свыше двух минут. Это открыло огромные возможности, особенно кабельным каналам, и появление телемагазинов не заставило себя ждать. В этот же период у данного формата дистанционных продаж появились свои звезды. К примеру, Джейн Фонда чаще всего рекламировала товары для спорта и здоровья с пропагандой фитнеса, а рекламные ролики с ней транслировались во многих странах.
В России телемагазины начали развиваться только в середине 90-х годов, при этом они были полностью скопированы с западных телепередач, включая рекламные ролики, переведенные на русский язык. Чаще всего ролики крутились на телеканале Телеэкспо, а также на ТНТ, 7ТВ, СТС, ТВ-6 и прочих. Первым проектом можно считать творение актера Алексея Веселкина «Веселкин-магазин», который вдохновил других на создание множества проектов такого плана.
Уже в конце 90-х телемагазины были адаптированы под отечественных потребителей, и, как и в случае с США, рекламировать некоторые товарные позиции звезды кино, театра, музыки. Это привело к возрастанию покупательского интереса, и, соответственно, к значительному росту продаж. Более того, многие товары нельзя было найти в обычных магазинах. В начале нулевых они пользовались огромной популярностью, но, начиная с 2015 года, многие разорились в результате кризиса.
Какие тенденции развития телемагазина?
Несмотря на некоторые кризисные явления, прогнозы развития телемагазинов все-таки оптимистичные. К примеру, исследователи из США предрекают темп роста «магазина на диване» на 1,3% каждый год, что приведет к увеличению среднего показателя объема продаж на несколько миллионов долларов в год к 2027 году. Конечно, в России речь не идет о таких суммах, но прогнозы также только положительные.
Изменения могут коснуться ассортимента. К примеру, появится больше эксклюзивных позиций, которые будет невозможно найти в других магазинах, а также ювелирных украшений и других дорогостоящих позиций за счет роста уровня доверия и лояльности потребителей. Кроме того, сейчас можно смотреть телемагазин онлайн и делать покупки через интернет, что также является стабильным фактором развития.